Следы хозяйственной деятельности
Одним из интереснейших памятников этой группы является Сибиряковский тракт, построенный иркутским промышленником А. М. Сибиряковым в 1885 г. для перевозки из Западной Сибири в Печорский край и в Западную Европу дешевого хлеба.
Тракт представлял собой 180-километровую просеку и являлся частью пути, начинавшегося от деревни Щекурья на Ляпине, так называемого «зырянского пути», известного еще с 15 века, когда остяки и вогулы этим путем привозили ясак в Усть-Вымь. Товары доставлялись тюда пароходами по Оби, Северной Сосьве и Ляпину и перевозились на лошадях и оленях через Уральский хребет в село Усть-Щугор на Печоре. Трактом пользовались как зимой, так и летом, делая специальные волокуши из шкур оленей. После постройки железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию тракт был заброшен.
Сибиряковский тракт нанесен на карты и сейчас, в виде зимника; на местности от него сохранились лишь участки просек шестиметровой ширины, в некоторых местах мощеные деревянной лежневкой. Отдельное место занимают так называемые «негативные» памятники хозяйственной деятельности. К ним относятся лагеря, вырубки, следы золотодобычи по берегам рек. Такие объекты включаются в программы экскурсий и экотроп, как образец варварского использования природных ресурсов, так как промышленное освоение территории является неотъемлемой частью истории парка и оказывает большое влияние на изменение ландшафтов.
Особое значение имеют историко-культурные объекты, используемые по сей день. С приданием территории статуса особо охраняемой в парке запрещены такие традиционные в этих местах виды природопользования, как охота, рыболовство, заготовка леса, сбор кедровой шишки. Из оставшихся особо интересны связанные с оленеводством — стойбища оленеводов в горах Приполярного Урала. Интересны маршруты, включающие экскурсии в шахты месторождения Желанного, где добывается кварц.