Древние стоянки и культовые места
Начало заселения территории Припечорья человеком приходится на период верхнего плейстоцена, когда на смену оледенению пришло относительное потепление. С эпохи мезолита Печорский край служил постоянным местом обитания различных по языковой принадлежности племен. В разные исторические эпохи здесь жили финно-угорские и самодийские группы населения. Сюда проникали, растворяясь в среде местных племен, выходцы из Приобья и Волго-Камья. Широкомасштабные археологические исследования на территории парка не проводились, однако известны несколько археологических памятников – 3 на реке Кожим и 7 на реке Подчерье.
Многие из этих памятников можно отнести к категории сакральных (под сакральными объектами понимаются характерные, обычно почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, скалы, ключи и др.), являющиеся местом поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных групп). В долине реки Кожим особый интерес представляет археологический памятник Кожим1 в устье р.Балбанью, где найдены следы жертвоприношений. К сожалению, многие из потенциальных находок по берегам Кожима безвозвратно погибли под бульдозерами в 80 годах прошлого века, в ходе добычи рассыпного золота; то, что уцелело, сейчас изучается учеными-археологами КНЦ УрО РАН.
К сожалению, урон памятникам наносится и при научных исследованиях. Так, при археологических раскопках в районе грота «Арка» был снят тонкий слой дерна, обнажен глинистый слой. После раскопок учеными не были выполнены работы по закреплению грунта или рекультивации объекта. В результате на склоне крутизной более 60о интенсифицировались процессы эрозии, и памятнику угрожает серьезная опасность. Интереснейшими сакральными памятниками, «функционирующими» по сей день, являются «священные» камни оленеводов. На этих камнях и сейчас принято оставлять «жертвы» — приношения богам: мужчинам — топоры, женщинам — утварь, детям – игрушки.