Карта сайта

Идея организации на Урале природного парка родилась в Коми филиале Академии наук СССР еще в 70-х годах 20 века. Начавшееся тогда широкомасштабное наступление промышленности на дикую природу грозило потерей многих уникальных памятников природы, культуры и истории, редких видов растений и животных. Проектирование будущего парка началось в 1989 году.

Первоначально парк предполагалось назвать Коми-Уральским. 28 сентября 1990 году вышло постановление Совета Министров Коми АССР № 200 «О создании государственного природного национального парка в Коми ССР». Постановлением Совмина республики были узаконены границы парка, созданы «Положение о национальном парке Республики Коми» и дирекция в г. Вуктыл. Окончательное юридическое оформление парка произошло 23 апреля 1994 года, постановлением Правительства Российской Федерации № 377 «О создании в Республике Коми национального природного парка «Югыд ва». А в декабре 1995 года новый национальный парк обрел международное признание: он был самым первым в России включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Поселения

Большое место в истории освоения человеком Припечорья играли деревни рыбаков и охотников, расположенные по берегам рек Подчерье и Щугор. В начале прошлого века их упоминалось по Подчерью 13, по Щугору – 3.

Поселенцы в верховьях Печоры и ее притоков в основном относились к староверам и «скрытникам», между которыми шла постоянная религиозная вражда, затрагивающая и бытовые отношения. В тайге были спрятаны молельные дома. Так, один из молельных домов находился в верховьях реки Тименки, в который местные жители – староверы – посылали своих детей учиться «грамоте» — молитвам и псалмам, по церковным книгам на русском языке.

Этот район издавна считался и продолжает оставаться одним из самых глухих и труднодоступных уголков Северного Урала. В годы Великой отечественной войны в лесах Северного Урала скрывались староверы, которым вера запрещала служить в армии. От жителей деревни Подчерье можно услышать рассказ о Ваське-партизане – местном уроженце, скрывавшемся с начала 40-х до середины 50-х годов на реке Тельпос. Геологи, работавшие в этих краях, не раз находили молельные дома, а в них — старинные рукописные «святые книги».

В дебрях Северного Урала, в дуплах деревьев, в ямах, пещерах до сих пор спрятаны «клады» — не только деньги, но и утварь, снасти; книги прятали в кедровых колодах, заливая воском. На месте бывших деревень устанавливаются памятные таблички.Начата работа по восстановлению деревень. В 2003 г. построен новый дом в бывшей деревне Орловка на р.Подчерье, где будет располагаться кордон парка и туристский приют. Следы староверов есть и в северной части парка. Например, в устье р.Вангыр находится усадьба рыбака и охотника Мезенцева, жившего здесь до конца 80-х.

Следы хозяйственной деятельности

Одним из интереснейших памятников этой группы является Сибиряковский тракт, построенный иркутским промышленником А. М. Сибиряковым в 1885 г. для перевозки из Западной Сибири в Печорский край и в Западную Европу дешевого хлеба.

Тракт представлял собой 180-километровую просеку и являлся частью пути, начинавшегося от деревни Щекурья на Ляпине, так называемого «зырянского пути», известного еще с 15 века, когда остяки и вогулы этим путем привозили ясак в Усть-Вымь. Товары доставлялись тюда пароходами по Оби, Северной Сосьве и Ляпину и перевозились на лошадях и оленях через Уральский хребет в село Усть-Щугор на Печоре. Трактом пользовались как зимой, так и летом, делая специальные волокуши из шкур оленей. После постройки железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию тракт был заброшен.

Сибиряковский тракт нанесен на карты и сейчас, в виде зимника; на местности от него сохранились лишь участки просек шестиметровой ширины, в некоторых местах мощеные деревянной лежневкой. Отдельное место занимают так называемые «негативные» памятники хозяйственной деятельности. К ним относятся лагеря, вырубки, следы золотодобычи по берегам рек. Такие объекты включаются в программы экскурсий и экотроп, как образец варварского использования природных ресурсов, так как промышленное освоение территории является неотъемлемой частью истории парка и оказывает большое влияние на изменение ландшафтов.

Особое значение имеют историко-культурные объекты, используемые по сей день. С приданием территории статуса особо охраняемой в парке запрещены такие традиционные в этих местах виды природопользования, как охота, рыболовство, заготовка леса, сбор кедровой шишки. Из оставшихся особо интересны связанные с оленеводством — стойбища оленеводов в горах Приполярного Урала. Интересны маршруты, включающие экскурсии в шахты месторождения Желанного, где добывается кварц.

Тотемные объекты: Объекты, связанные с верованиями коренного населения

Сакральные историко-культурные объекты часто совпадают с памятниками природы. Действительно, древние жители этих мест выбирали для святилищ, мест жертвоприношений и т.п. заметные места – пещеры и гроты в скалах, подножия и вершины необычных по форме гор, каменные останцы – «болваны».

В культуре местных народов особое значение издавна имел район горы Тельпос-из – высочайшей вершины Северного Урала, с которым связано множество былей и легенд. Ненцы называют эту гору Нэ-Хэхэ, манси — Нэ-Пупыг-Нёр, — «Женщина-идол», «Баба-идол». С языка коми название горы переводится как «гнездо ветров».

Район Тельпос-иза известен плохой погодой — с вершины горы часто дуют ветры, несущие облака, дождь или снег. Мимо горы в древности пролегали торговые пути, по которым зыряне ездили к остякам-манси за «Камень» — Уральский хребет.

Проходя или проплывая мимо Тельпос-иза, коми старались не шуметь. По поверью местных жителей, на вершине горы живет бог Войпель, бог ветра и холода, который не любит шума и не позволяет людям врываться в свое жилище. К этой же группе памятникам можно также отнести гору Еркусей («Шаман-гора») на реке Балбанью.

Древние стоянки и культовые места

Начало заселения территории Припечорья человеком приходится на период верхнего плейстоцена, когда на смену оледенению пришло относительное потепление. С эпохи мезолита Печорский край служил постоянным местом обитания различных по языковой принадлежности племен. В разные исторические эпохи здесь жили финно-угорские и самодийские группы населения. Сюда проникали, растворяясь в среде местных племен, выходцы из Приобья и Волго-Камья. Широкомасштабные археологические исследования на территории парка не проводились, однако известны несколько археологических памятников – 3 на реке Кожим и 7 на реке Подчерье.

Многие из этих памятников можно отнести к категории сакральных (под сакральными объектами понимаются характерные, обычно почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, скалы, ключи и др.), являющиеся местом поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных групп). В долине реки Кожим особый интерес представляет археологический памятник Кожим1 в устье р.Балбанью, где найдены следы жертвоприношений. К сожалению, многие из потенциальных находок по берегам Кожима безвозвратно погибли под бульдозерами в 80 годах прошлого века, в ходе добычи рассыпного золота; то, что уцелело, сейчас изучается учеными-археологами КНЦ УрО РАН.

К сожалению, урон памятникам наносится и при научных исследованиях. Так, при археологических раскопках в районе грота «Арка» был снят тонкий слой дерна, обнажен глинистый слой. После раскопок учеными не были выполнены работы по закреплению грунта или рекультивации объекта. В результате на склоне крутизной более 60о интенсифицировались процессы эрозии, и памятнику угрожает серьезная опасность. Интереснейшими сакральными памятниками, «функционирующими» по сей день, являются «священные» камни оленеводов. На этих камнях и сейчас принято оставлять «жертвы» — приношения богам: мужчинам — топоры, женщинам — утварь, детям – игрушки.

Топонимика Уральских названий

Урал был открыт новгородцами во время одного из походов в Печору и в Югру. В записях древних арабских путешественников и в скандинавских сагах эти горы именовались Рифейскими, или Гиперборейскими. Коми называли Урал Из, Ыджид Из. Манси по сих пор называют его Нёр, ханты – Кев, ненцы — Пэ, и у всех этих слов одно значение — Камень, Большой Камень.

Позднее, когда Уральские горы открыли для себя русские, появились новые названия — Пояс, Большой Пояс, Каменный Пояс, Земной пояс, или Поясовый камень. «Уральскими» горы впервые названы в 1762 году топографом Петром Рычковым.

В оронимии Северного Урала господствуют названия из языков манси и коми. Водораздельный хребет издавна был условной границей между зонами хозяйственных интересов, и это нашло свое отражение у манси в противопоставлении Манъсипал-Нёр — Саранпал-Нёр, то есть «Мансийского (восточного) Урала» — «Зырянскому (западному) Уралу». Мансийская и коми оронимия соответственно тяготеют к восточному и западному склонам Урала, хотя это распределение не абсолютно. Большинство гор на водораздельном хребте имеет по два названия — мансийское и коми. Встречаются гибридные названия, в частности ненецко-мансийские: это доказывает, что раньше на Урале господствовала ненецкая оронимия.

Название Приполярный Урал было дано по предложению руководителя Североуральской экспедиции Б. Н. Городкова. Оронимия Приполярного Урала очень пестра: здесь еще обычны ненецкие названия, много топонимов из языка коми, появляются мансийские имена гор, наконец, значителен пласт русских названий — старинных, которые были даны местным населением, и новых, как мемориальных, большей частью увековечивающих имена исследователей Урала, так и «геологических» типа гора Гранитная, Диоритная, Кварцитная, Конгломератная.

История создания парка

Идея организации на Урале природного парка родилась в Коми филиале Академии наук СССР еще в 70-х годах 20 века. Начавшееся тогда широкомасштабное наступление промышленности на дикую природу грозило потерей многих уникальных памятников природы, культуры и истории, редких видов растений и животных. Проектирование будущего парка началось в 1989 году.

Первоначально парк предполагалось назвать Коми-Уральским. 28 сентября 1990 году вышло постановление Совета Министров Коми АССР № 200 «О создании государственного природного национального парка в Коми ССР». Постановлением Совмина республики были узаконены границы парка, созданы «Положение о национальном парке Республики Коми» и дирекция в г. Вуктыл. Окончательное юридическое оформление парка произошло 23 апреля 1994 года, постановлением Правительства Российской Федерации № 377 «О создании в Республике Коми национального природного парка «Югыд ва». А в декабре 1995 года новый национальный парк обрел международное признание: он был самым первым в России включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Сибиряковский тракт

В былые годы древний путь через Уральские горы имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Назван тракт по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу.

В 80-х годах по поручению иркутского промышленника А.М. Сибирякова экспедиция К.Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сосьвы, Ляпина, Щугора, Илыча и перевалы через Северный Приполярный Урал. 1888 г. — закончилось устройство Сибиряковской зимней дороги протяженности 180 верст. Дорога была проложена на средства иркутского 1-й гильдии купца и золотопромышленника А. М. Сибирякова между деревней Ляпин Тобольской губернии и селом Щугор (на реке Щугор, притоке Печоры) для вывоза из Сибири через устье Печоры за границу различного сырья (зерна, пушнины, кож, сала, щетины, кедровых орехов). Перевозкой грузов (с начала ноября до середины марта) занимались крестьяне Щугорской волости. Из Печорского края в Сибирь по этой дороге вывозилась семга, точильный камень, оленья шерсть. Для населения печорских волостей из Сибири доставлялся хлеб. Для отдыха ямщиков на Сибиряковском тракте было построено пять промежуточных станций. Попытки перевозки сибирского хлеба через Урал предпринимались и ранее. Для этого использовался другой более высокий и безлесый перевал (Щекурьинский проход) к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.

В наши дни по Сибиряковскому тракту проходит туристический маршрут — на территории РК он начинается от деревни Усть-Щугер и идет через территорию национального парка «Югыд Ва» до границы с Ханты-Мансийским АО.

В конце июня 2008 года Сибиряковский тракт был покорен. Группа, в количестве 5 человек прибыла «своим ходом» с центральной России на двух болотоходах и, не смотря на плохие погодные условия, не отступили и отправились вперед. Группе удалось пройти Сибиряковский тракт со второй попытки. На прохождение тракта им потребовалась ровно 3 недели. С тех пор туристы – постоянные и желанные посетители парка Югыд ва.

Историко-культурное наследие национального парка “Югыд ва”

Современная территория парка осваивалась человеком со времен палеолита. Эти края служили местом обитания и охотничьими угодьями для разноэтничного населения Печорского Приуралья и Нижнего Приобья: манси (вогулов), ненцев (остяков), коми (зырян), и русских.

Среди историко-культурных объектов — древние стоянки и культовые места, сакральные объекты, связанные с верованиями манси и коми, остатки поселений староверов в верховьях таёжных рек.