Идея организации на Урале природного парка родилась в Коми филиале Академии наук СССР еще в 70-х годах 20 века. Начавшееся тогда широкомасштабное наступление промышленности на дикую природу грозило потерей многих уникальных памятников природы, культуры и истории, редких видов растений и животных. Проектирование будущего парка началось в 1989 году.
Первоначально парк предполагалось назвать Коми-Уральским. 28 сентября 1990 году вышло постановление Совета Министров Коми АССР № 200 «О создании государственного природного национального парка в Коми ССР». Постановлением Совмина республики были узаконены границы парка, созданы «Положение о национальном парке Республики Коми» и дирекция в г. Вуктыл. Окончательное юридическое оформление парка произошло 23 апреля 1994 года, постановлением Правительства Российской Федерации № 377 «О создании в Республике Коми национального природного парка «Югыд ва». А в декабре 1995 года новый национальный парк обрел международное признание: он был самым первым в России включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
История заселения Припечорья
Западные склоны Северного и Приполярного Урала и примыкающий к ним с запада Печорский край (территория современной Республики Коми) были заселены еще с эпохи палеолита. В различные исторические эпохи здесь жили представители финно-угорских и самодийских народов; сюда проникали, растворялись в среде местных племен, выходцы из Приобья и Волго-Камья. Вплоть до конца XVII в., до заселения верховьев Печоры и западных склонов Северного и Приполярного Урала народом коми, а в дальнейшем и русскими, основным населением этих мест были манси, ханты и ненцы, которые не имели постоянных селений и кочевали с места на место в поисках лучших охотничьих и рыболовных угодий, и оленьих пастбищ. Своеобразными свидетельствами проживания этих народов в те далекие времена на территории западного склона Северного и Приполярного Урала и Припечорья служат сохранившиеся топонимы – названия гор, рек, ручьев, озер, урочищ.
Русские поселения стали появляется на берегах р. Печора и ее крупных притоков с XVI в. В те далекие времена для переселенцев из центральной руси в этот глухой северный край служил убежищем от религиозных
гонений, крепостной зависимости, царского гнета, рекручины. История заселения Припечорья русскими поселениями тесно связана со староверами – потомками раскольников, бежавших с Руси в глухие места от преследования сторонников патриарха Никон. В начале XX в. Староверами в бассейне р. Печора были заселены целые деревни.
Значительное место в истории Припечорья сыграли деревни, расположившиеся по берегам Печоры и ее притоков, в том числе р. Щугор и Подчерем. Жители этих небольших лесных деревень в основном занимались охотой и рыболовством. В 50-х годах прошлого столетия деревни стали закрываться как «неперспективные».
Сибиряковский тракт
В былые годы древний путь через Уральские горы имел название Зырянская дорога, так как первыми о ней прознали зыряне, народ, населявший территорию современной Республики Коми. Назван тракт по имени русского предпринимателя Сибирякова, попытавшегося сделать дорогу основной торговой магистралью, связывающей Сибирь и Европу.
В 80-х годах по поручению иркутского промышленника А.М. Сибирякова экспедиция К.Д. Носилова исследовала бассейны Северной Сосьвы, Ляпина, Щугора, Илыча и перевалы через Северный Приполярный Урал. 1888 г. — закончилось устройство Сибиряковской зимней дороги протяженности 180 верст. Дорога была проложена на средства иркутского 1-й гильдии купца и золотопромышленника А. М. Сибирякова между деревней Ляпин Тобольской губернии и селом Щугор (на реке Щугор, притоке Печоры) для вывоза из Сибири через устье Печоры за границу различного сырья (зерна, пушнины, кож, сала, щетины, кедровых орехов). Перевозкой грузов (с начала ноября до середины марта) занимались крестьяне Щугорской волости. Из Печорского края в Сибирь по этой дороге вывозилась семга, точильный камень, оленья шерсть. Для населения печорских волостей из Сибири доставлялся хлеб. Для отдыха ямщиков на Сибиряковском тракте было построено пять промежуточных станций. Попытки перевозки сибирского хлеба через Урал предпринимались и ранее. Для этого использовался другой более высокий и безлесый перевал (Щекурьинский проход) к деревне Аранец на Печоре, но из-за сильных метелей и глубоких снегов обозы с хлебом нередко погибали на перевале.
Сибиряковский тракт нанесен на карты и сейчас, в виде зимника; на местности от него сохранились лишь участки просек шестиметровой ширины, в некоторых местах мощеные деревянной лежневкой.