Знойные дни в Приполярье
Карта сайта

Знойные дни в Приполярье

Глава 1. Перемещение в «Югыд ва».

На этот раз, мой отпуск был запланирован в горах родного, но не столь и близкого Приполярного Урала.

Планы съездить в эти края были задуманы еще два года назад. Планирование отпуска и заброски велись за несколько месяцев ранее. Но сама подготовка маршрута, рациона и иных вещей происходила, в связи с рабочими делами, буквально за два последних дня перед отправкой первого поезда. Это позже чувствовалось, в таких ситуациях как в знаниях карты и огрехах в рационе.

Для заброски в Национальный парк «Югыд ва» (в переводе «Светлая вода») необходимо еще добраться до станции г.Инта.

Многих волнует вопрос о комплектации машины на заброску. Как же набрать больше человек на одну машину? Этим вопросом интересовался и я.

Благо в Инте уже всё продумано. Наш перевозчик заранее укомплектовал под даты приезда машину. Такая организация меня очень порадовала. И! Не забудьте за триста рублей оформить через сайт парка себе разрешение на посещение.

Так уж получается, что петербуржцы и москвичи имеют возможность проезда до Инты на одном поезде, а вот жители Свердловской и соседних областей довольствуются дорогой с пересадкой. На пример, в Кирове.

Именно на этой пересадке, в зале ожидания я и встретил первых соучастников моего приключения: Владимира и Екатерину (далее Вова и Катя). Их было можно легко признать за «своих» — в силу больших рюкзаков и прочей атрибутики. Ибо на вокзале Кирова это были единственные люди в таком виде. А позже в вагоне мы познакомились и со второй парой: Дмитрием и Анной (далее Дима и Аня). Если говорить, к примеру, о Диме, то у него был опыт альпинизма. И это давало почву для обсуждения такой темы как возможность восхождения на второй, самый высокий зуб Манараги, без снаряжения и даже опыта.

Кстати, мой маршрут был таков: база Желанная – озеро Бублик – гора Народная – гора Манарага (в переводе «Медвежья лапа», кстати неподалёку от неё находится еще одна гора с уже конкретным названием «Медвежья лапа») и обратно. Остальное по желанию и возможностям. Но главное: Манарага и Народная. По приоритетам именно в таком порядке.

На станции Печора уже появляется неизменный атрибут Урала. Комарики! А также тут пассажирские поезда встречает оркестр. Выглядит это весьма забавно.

По приезду же в Инту, сразу понятно, что тут можно было бы поставить огромную бронзовую статую комара, уносящего своими лапами человека.

Встречала нас Татьяна Кузнецова. Через неё мы и планировали нашу заброску до базы Желанная.

К шести часам утра подошел питерский поезд. На нем приехал по совместной договоренности и Никита Гусаков.

Глава 2. Консолидация бродяг.

Прибыв на базу Желанная мы сразу отправились в путь, вдоль озера Большое Балбанты. Каждый шёл в своей компании. Я, отдельно Никита и за нами остальные товарищи.

Дойдя до чума оленеводов, мы уже дважды пересекались с Никитой. А после этого я, обедая у горы Старуха-из, пересекся и с остальными. Ведь дорога была на всех одна. Как собственно и весь маршрут. Позже, в скором времени, было ясно, что делать вид о своей «независимости» глупо и бессмысленно, да и скучно в дороге.

Мы консолидировались и уже вместе продвигались вдоль озера Малое Балбанты. Пути тут пролегают через пастбища оленей. В силу этого, запах тут как в деревне. Городским жителям, как, к примеру, мне, он не сразу привычен.

Было намечено, что нам надо дойти до озера Бублик. Весьма известного в узких кругах благодаря своему оригинальному снежному рисунку и естественно одноименной форме.

Таким образом, не спав, мы намотали километров двадцать. День был действительно долгим.

Мы были довольны проделанными делами. Я же решил еще и искупаться. Вода тут не на шутку холодная. Ноги отнимаются за минуту-две. А глубина в самом начале мизерная. Получается больше не купание, а плескание. Но освежает не на шутку! Рекомендую.

Проведя хозяйственные дела, мы расселись по палаткам и приготовились ко сну. Меня беспокоил прогноз погоды. Обещали два дня гроз. И если Народная была доступна в слабый дождь, то в силу крутости подъема на Манараге, вариант идти в тумане меня явно не устраивал. Я запланировал сделать «ход конем» и взамен Народной пойти завтра на Манарагу через перевал Кар-Кар.

Глава 3. Нормальные герои всегда идут в обход.

С утра, оценив погоду и решив на том, что Никита и я идем в одном темпе мы попрощались с остальными товарищами и пошли на гору Народная. При этом как можно заметить выше – планы менялись прямо на ходу. И финальный план был таков: идем на плато Народы, оттуда на Народную. Спускаемся к плато, и легкой походкой, переходя с плато на перевал Кар-Кар, уходим в долину Манараги.
Пойдя налево, относительно озера Бублик, мы попадаем на снежник, вогнутой формы. Это был самый продолжительный по прохождению снежник за всё наше мероприятие. Самое неприятное было, что с собой мы потащили всё наше барахло в рюкзаках. А в отличие от нас, остальные товарищи планировали еще вернуться к Бублику и оставили палатки там. Мы же задумали оставить рюкзаки вблизи Кар-Кара.

Проходя по снежнику, перед нами пронеслись два диких оленя. Не сказал бы, что это ну грандиозное зрелище, но всё же мы были рады, что нам удалось увидеть такую пару разноцветных копытных.

В один момент мы решили свернуть на верхний край, тем самым попав на плато Народы.

Пройдя плато поперек, нашему взору открылась кучка озёр и в целом не хило отвесная стена как амфитеатр вокруг этих озер. И уже к этому времени до нас начало доходить, почему Национальный парк называется «Светлая вода».

Тут, на краю плато, мы и решили оставить наши рюкзаки.

Дальше путь на Народную проходил налегке. Да и путь туда достаточно прост. Ко всему прочему с определенный высоты начинаются окрашенные с обеих сторон турики, указывающие путь на вершину.

На седловине путника встретит крепки и внушительный православный крест. Он достаточно драматически выглядит в этом месте. И придает мистическую атмосферу.

Пройдя еще немного, мы попадаем наконец-то к истинной вершине самой высокой горы Уральского Хребта. Если Вам повезет с погодой – как нам, то Вы увидите предельно четкий вид Приполярного Урала.

Его «чёрные» извилистые горы с изящными рисунками кистью «бело»-снежной краской.

Единственное, что мне не понравилось, это «корпоративная» помойка, которой как мне кажется там не место. Какую ерунду только туда не тащат. Если щит и меч со штукой для установки копеечек выглядели весьма в тему, то таблички страховых компаний, заводов и портреты былых лидеров Страны – явно лишние, на мой взгляд.

Посидев на вершине, мы стали спускаться и встретились с нашими Товарищами. Недолго переговорив, мы стали спускаться на плато. Наше суперлайтовое и солнечное путешествие ожидало именно то, чего мы опасались и о чем так часто говорили в последнее время. А именно — грозовой фронт.

Перед нами стала еще одна цель – найти наши рюкзаки. И поторапливаться… поторапливаться в долину. Впрочем, в нахождении наших рюкзаков мы не сомневались. Всё же край не середина плато – найдем!

Спустя какое-то время мы нашли их.

Тут предо мною и Никитой начался небольшой разлад о дальнейших действиях.

Как нам спустится на Кар-Кар с плато???

Никита хотел вернуться к Бублику и после пройти к долине. Я же настаивал придерживаться первоначального плана несмотря не на что. Спустится к Кар-Кару прямо с плато.

Забегу вперед и для понятности, признаюсь в одной очень важной детали – на тот момент, исходя из конфигурации окружающего нас места, я понимал, что Кар-Кар, Бублик и плато соединены. Да и карту я видел. Но в точности не знал, как именно они соединяются. Я также считал, что мы потеряем достаточно много времени. А гроза нас заставит остановиться снова на Бублике. Таким образом, мы как дураки вернемся снова на начальное место, да и еще вещи с собой таскали.

Всё это отягощалось приближением грозы.

В какой-то момент Никита сказал утвердительно, что Он не будет спускаться по таким обрывам, да и я сам был не в восторге от этого.

Но всё же я отыскал уступ с небольшими полочками, спустившись на несколько метров без рюкзака. Потом вернулся и сказал Никите, что «не так страшен чёрт как его малюют» и также бравировал тем, что тут к Кар-Кару наверняка ходят даже старые бабушки, а уж Мы то явно пройдем.

План спуска к озерам был таков: в самом начале я немного спускаюсь, Никита мне передает рюкзаки и фотоаппараты. После спускается на несколько метров уже он сам, и мы, надев рюкзаки весело и задорно скачем по отвесным камням траверсом до Кар-Кара.

Я шёл впереди, Никита позади с дистанцией. Мы добрались до острого гребня, где, как в окно, могли наблюдать за Бубликом и палатками, гадая как же там дела у ребят?

Под ногами шатался каждый второй камень. Нередко, они просто падали. Напряжение почти сразу при спуске серьезно наросло. Время, гроза, усталость, безопасность и ответственность за инициативу этого маршрута. Всё это сильно психологически давило на меня. В один «прекрасный» момент Никита спросил, где моя панамка от комаров? И тут я понял, что я оставил её прямо в начале спуска. Это еще сильнее усилило напряг. Сняв рюкзак, я поспешил быстрее вверх. Взял панамку и через какое-то время вернулся назад. Из-за скорости и напряжения я серьезно устал. Никита, также был уставший, но вместо того, чтобы сказать при моём возвращении что-то по типу «давай еще посидим, отдохнем» на этот раз он показывал пальцев в сторону озер со словами «надо идти». Тут же было принято решение идти не к Кар-Кару, а спускаться вниз, обходя особо сложные участки. О том, что напряжение стало еще сильнее уже писать, наверное, и не стоит… Мы спустились только на 1/4, а гроза уже была почти рядом. С большим процентом надежды на «авось» в безопасности движения мы стали торопиться. После 1/3 спуска начался щебень и шатался уже каждый камень. В один момент я был очень благодарен своим высоким берцам из военторга взамен дорогих ботинок, ведь решив смахнуть приличный камень рукой с края, он покатился мне прямо по ноге, изрядно прижав и процарапав берец и чуть-чуть мою голень.

Короче, спускались как могли. Иногда переходя даже на ненормативную лексику.

Мелкий дождь настал нас в конце спуска, к счастью кратковременный.

Всё. Мы спустились со своими рюкзаками к озерам. Ноги от забитости мышц уже не держались. В спешке у озера установили палатки. Кто-то поел, кто-то поспал.

Лежа в «коматозе» от усталости и считая секунды от молнии до грома, мы шутили о том, какие же мы идиоты, и о том, что сразу было ясно, что никто там не ходит. Нормального спуска на Кар-Кар с плато Народы нет!

К слову, в отличие от меня, Никита перед этим читал несколько рассказов и там он утверждал, что, действительно, четко не было сказано имеется спуск или нет.

В прочем, поговорив о нашем «слабоумии», хоть, в большей степени моём, мы тут же переключились болтать о том, что это невероятно круто! И именно этот момент, изнурительный спуск длительностью в 3 часа, запомнится нам на всю жизнь.

И он станет самым ярким моментом за всё приключение на Приполярном Урале.

Там не было красивых фотографий. Но были сильные впечатления.

В это время гроза нарастала. Последняя молния бабахнула так, что в закрытой палатке с опущенными веками у меня в глазах от вспышке всё изрядно порозовело. Да… было очень весело.

Стало веселее, только после того, как мы не могли заснуть от грохота падающих многовековых камней вокруг амфитеатра после дождя, видимо от промокшей почвы.

На этом день закончился.

Глава 4. Долина Манараги.

Утро настало для нас ближе к одиннадцати.

Во время завтрака мы увидели наших старых знакомых. Они как раз неспешно и прогулочным шагом шли через тот самый Кар-Кар у нашего озера, через который мы так и не проходили.

Через полчаса мы сами были на ногах. И в силу нашего темпа ближе к спуску в долину мы настигли наших товарищей.

Естественно, нам очень сильно хотелось рассказать о наших злоключениях. Вместе мы даже решили назвать пройденный нами маршрут наименованием «Чеботаря-Гусакова». И конечно, в дальнейшем еще не раз возвращались к подколкам связанных с этой темой.

После, обогнав их, мы поражались видами долины и притоков реки. В низовьях же ожидал весьма глубокий брод с быстрой рекой. Там многие промочили свою обувь.

Далее пошли километры болот, лесов. А также несколько бродов. На этом участке, в это время года там преобладают назойливые оводы. И так как Никита был недавно в Карелии, он сделал вывод, что именно этот участок пути напоминает карельские леса.

В итоге мы к вечеру добрались до лагеря у реки Манарага. Там есть всё что нужно. В том, числе и прекрасный вид на гору Манарагу прямо из палатки.

После установки палаток я был не прочь принять водные процедуры. Река была очень бурная. Окунулся с головой один раз, второй раз… и на третий меня просто смыло! Вот тут я прочувствовал всю серьезность момента. Упираясь ногами в любые камни, я вышел из этой ситуации почти «сухим», хоть и с поцарапанной пяткой.

В общем, и в этот день нашелся момент для запоминающихся приключений на свою…

Интересно, что мы встретили мужчину, с двумя подростками. Как он утверждал, они уже тринадцатый день бродили и без снаряжения забирались на гору Сабля. Сам я её не видел, но слышал, что туда забираются только со снаряжением. В моей голове Сабля считалась намного неприступнее. Они решили обойти стороной Манарагу и пройти на Народную. Их не интересовала красота Манараги, зато интересовала высота Народной. Интересный выбор и путь, подумал я.

Мошек в последние часы собралось достаточно много. Настало время готовится ко сну.

Глава 5. Дошли только двое.

Это был важный день. День захода на Манарагу.

Уже утром нас окутал сильный туман. К счастью, с выходом из лагеря он уже рассеялся.

Дорога была протоптана. И путь вел на перевал Студенческий. Место весьма красивое. Всё было отлично.

Зайдя на перевал, я увидел важную и как мне кажется очень красивую фигуру в местных масштабах, а именно гору Лжеманарага. Она также в чем-то неповторима и великолепна. В сочетании с соседними вершинами создается ландшафт «египетских пирамид».

В этот момент мы заподозрили неприятное событие. С севера на нас близился циклон, принося с собой густой туман. И с каждой минутой он был всё ближе.

Я, Дима и Никита забрались чуть выше, чем остальные и на теплых камнях то и дело обсуждали, сколько нам ждать рассеивание тумана, будет ли окно? И всё в таком роде.

Через полчаса окно появилось. Мы стали призывать нижесидящих на перевале товарищей поторапливаться. Я нервничал и торопился. В итоге, я и Никита, стали двигаться вдоль хребта, но на ажиотаже я был в большем темпе. И после еще одной фотосессии, как утверждал Никита к моменту, когда он успел застегнуть куртку, я уже взбирался на гору. Таким образом, я достаточно сильно оторвался от остальных.

На последних десяти метров до вершины (крайний зуб). Есть небольшая задачка. Возможно, многие проходят сразу к вершине, но я как-то свернул в обход. В итоге, вышел на вершину, подтягиваясь с соседней стороны от «официального» выхода к вершине.

Просидел я там минут двадцать.

Но все же знают… вершина – дело принципиальное, а самое интересное в пути до неё.

Спускаясь, ищу товарищей. Вдруг на отклик слышу голос Димы. Решили мы еще раз подняться уже вместе.

Небольшое примечание: как я писал выше, самая высокая вершина Манараги – это второй зуб. Разница в цифрах между ними не столь значительная. На вид всего в несколько метров. Даже видно, что на вершине некий предмет. У Димы был маршрут к ней из учебника по альпинизму. Но не было снаряжения. В итоге мы решили, что будем действовать по ситуации: пытаться идти на второй или нет. И хоть у меня была недавно ситуация вблизи Кар-Кара. В спешке от тумана, в целом по конфигурации вершин и безопасности с отсутствием у меня альпопыта — важность прохода до второй стала для меня не принципиальной. А по дороге обратно, мне встретились люди, кто утверждал, что всё же без снаряжения это невозможно.

Настало время спускаться. Спускались медленнее и аккуратнее. На определенном месте есть хороший ручей с талой водой. Но её так мало, что пить приходится с камня.

Через некоторое время мы встретились с остальными товарищами. Им же было не принципиально восхождение и на первый зуб.

Далее всё обратным путем. Погода наладилась.

Придя к пяти часам дня в лагерь, мы обнаружили, что около нас поселилась большая команда из Сыктывкара. Их уже встречали наши товарищи пару дней назад на плато Народы.

Я лег спать рано. Был доволен днём. Планы выполнены.

Глава 6. Солнце и пляж.

Утром, в четыре часа, я уже был на ногах. А к семи уже вся наша Команда. Учитывая темп, мы снова погнали с Никитой мотать километры по долине. В этот раз, в долине Манараги было утро, а не вечер. Всё было достаточно солнечно. Мы планировали дойти до перехода первого брода вблизи перевала Зигзаг и там заночевать. К слову, было только девятнадцатое число. А заброска у нас была назначена на двадцать третье. В отличии от нас у Димы, Ани, Вовы и Екатерины – заброска была спланирована на двадцать второе. Мы также могли уехать с ними. Но проблема именно у меня заключалась в перепланировании двух поездов в кратчайшее время по приезду в Инту. Легче было выждать на сутки больше в Национальном парке.

В двенадцать часов дня мы уже оказались в непосредственной близости от места ночевки. И естественно теперь уже не планировали останавливаться до перевала Зигзаг. Пообедав, снова вшестером мы двинулись на перевал Зигзаг. По пути проходили новые команды. Также из Сыктывкара.

Перевал Зигзаг не должен был стать чем-то особо интересным. Но мы знали, что на пути будут мелкий водопад.

Путь по Зигзагу пролегает от части по курумнику, что не совсем комфортно. Однако после курумника взору предстает все более обширная площадь водопада. На фотографиях его прелесть достаточно скудно видно. Но вживую, это выглядит великолепно. По поверхности плоских камней стекает и капает широкий поток. На солнце капли стекающие с травянистых участков переливаются и шумят.

Но самое главное ждет выше.

На перевале находится большое горное озеро, с которого и стекает водопад. До этого я купался в двух озерах (Бублик и у перевала Кар-Кар), но в них возможно максимум окунутся. Это озеро – достаточно глубокое – в нем можно было плавать. Ко всему, его вода, как и везде в парке, абсолютно прозрачная с синевой, а дно идеально мягкое и пологое. В солнечный день мошки почти нет. Есть прозрачнейшие ручьи. Это великолепное место.

И вот мы подошли ко второму самому значимому моменту в моём путешествии.

Подождав остальных, мы с Никитой решили тут остаться. А остальные пошли дальше. Мы лишь успели немного побеседовать. И из этой беседы было ясно, что Ребята возможно пойдут на Карпинского. А может и нет.

Ну что же, настало время летнего отдыха – расслабона на пенке под солнышком на пляже. И конечно же, плавания в озере.

Я двинулся к краю озера. И по опыту последних купаний, к примеру, в Бублике, естественно это больше напоминало самоистязание. Но когда еще удастся поплавать в таком месте?

Плавать с открытыми глазами под водой и наслаждаться мягким дном, было чудесно. Вот только продлилось это пару минут… Вода невероятно холодная. И именно это чувство контраста всеобщего комфорта и адской ледяной воды повлияло на то, что я даю этому впечатлению второе место, после спуска к Кар-Кару. Рекомендую всем! Скорее всего, Вы будете орать, когда будете выходить из озера, вдоволь наплававшись или хотя бы наплескавшись.

Отдохнув еще полчаса, мы долго обговаривая решение пойти дальше. В итоге решение идти пересилило.

За перевалом нас ожидала обширная область с болотами. А также к нашему большому удивлению – палатки остальных товарище!

Как поведали нам Екатерина с Анной – Дима и Вова пошли на плато вблизи этого места, а на обратном пути Они собирались кататься на попперах по снежнику. В общем, у каждого тут свои увлечения… Кто-то плавает в ледяной воде, а кто-то с горы на снежнике бороздит просторы на своем поппере. Главное найти себе что-то по душе…

Мы были угощены шоколадкой и поперлись дальше к истокам реки Лимбекою.

Промочив все ноги, мы вышли на перевал Лимбеко вблизи еще одного озера. Тут уже путь соединяется с дорогой на Бублик.

Мы заметили тучи, но к счастью они обошли нас стороной. В этой местности мы и заночевали.

Глава 7. Финишная прямая.

На следующий день мы выдвинулись к базе Желанная.

Мы уже предвкушали, что скоро дойдем до плодов цивилизации. А также надеялись пообедать на базе в местной столовой.

Подойдя к Желанной, не останавливаясь, пошли на саму базу спрашивать о столовой. Ведь в интернете находились даже отзывы об этой базе. И мы были достаточно удивлены, обнаружив, что на базе всего три мужика, два из которых что-то варят, а третий видимо контролирует процесс. Максимум что, они могут предложить – это тушенку за 300 рублей.

Поняв, что столовая тут явно закрыта мы нашли решение, обменявшись недостающей едой друг с другом.

Ближе к часу дня, к Желанной начли стягиваться группы туристов. Кого-то мы уже не в первый раз видим. Преимущественно это были жители Сыктывкара.

Наконец, за Ребятами приехала машина во главе с Татьяной.

Мы с Ними уже в последний раз, а не как обычно, попрощались и остались на базе еще на сутки.

Эти сутки проходили в купаниях, стирке и отдыхе на травяном пляжу. К нашему удивлению, время на Желанной прошло достаточно быстро. И уже к двум часам следующего дня за нами приехал уже наш транспорт. Выгружалась тогда большая команда из Минска. А мы ка короли на именинах ехали одни на всём урале.

Поездка была достаточно долгой. К вечеру мы были в Инте. Никита уехал в Питер на поезде в час ночи, а я оставался еще на восемнадцать часов в Инте ждать поезд.

За это время мне удалось по достоинству оценить местный вокзал. Он звезд с неба не хватает. Но все необходимое рядом. Тут тебе и буфет с умеренными ценами, и туалет, и зал ожидания без комаров и даже минибиблиотека.

За это время ночью на вокзал прибыли иностранцы. Сначала я не мог понять откуда. Но в итоге стало понятно, что это были поляки.

Они на 3-4 дня приехали из Польши ради того, чтобы посетить только гору Народная. У них было хорошее снаряжение, но копошились они в нем целыми часами. Я, даже поглядывая изредка не понимал, как можно целый час надевать на себя это всё? Потом примерив снять. Лечь спать на несколько часов, а потом снова целый час надевать? К утру я завязал (на русском) диалог с парой поляков, они начали задавать много вопросов. Есть ли медведи? Будут ли болота? Взамен я им рассказал, что группе сплавщиков так повезло, что они увидели даже саму росомаху! Но…. — это если повезет. Однако, их больше всего интересовало наличие медведей.

За последний день в Инте было 35 градусов жары. Такая температура была уже давно привычна, как и палящее солнце.

Наконец-то я сел в свой долгожданный поезд и поехал пока еще только в Киров. Но тут мой отпуск уже в полной мере заканчивался.

Я прощался с Интой, не зная, когда я вернусь сюда уже в следующий раз.

Что же стоит отметить?

Национальный парк Югыд ва в своём ландшафте – разнообразен и дружелюбен к туристам. Тропы понятны и доступны, а маршруты имеют множество вариаций. В том числе и полюбившиеся многим: водные и комбинированные.

Если Вы мечтаете о прозрачных озерах, зеленых долинах и главное, величественных горах – этот маршрут в полной мере удовлетворит Ваши мечты.

В конце концов, горы и созданы для того, чтобы показать человеку, как может выглядеть мечта. (Ю.И. Визбор).

Автор Павел Чеботарь