Карта сайта

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИЙ

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения предоставлены следующие права.

  1. Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение полиции, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП).

То есть госинспектора вправе доставить нарушителя также в помещение заповедника или национального парка. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (при этом конкретный срок не оговорен). Следует отметить, что под невозможностью составления на месте следует понимать отсутствие у лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, документов, удостоверяющих личность, или отсутствие иных данных, необходимых для составления протокола на месте обнаружения правонарушения. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

  1. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП):

– личный досмотр и досмотр вещей осуществляются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

– личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

– досмотр (то есть обследование) вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Следует иметь в виду, что согласно статье 25.7 КоАП «в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе

дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух».

При этом согласно части 6 указанной статьи, «в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе, либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются

к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения».

Таким образом, при проведении видеозаписи досмотр вещей и другие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, для осуществления которых ранее было обязательным участие понятых, теперь могут проводиться в отсутствие понятых.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при данном лице находятся оружие и другие предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении. Однако, согласно действующему законодательству, в порядке административного производства личный досмотр (равно как досмотр вещей и транспортных средств) не может быть произведен в отношении отдельных категорий лиц:

– судей (ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации»);

– прокуроров, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ст. 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

– депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

  1. Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортного средства (ст. 27.9 КоАП):

– осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

– проводится без нарушения конструктивной целостности транспортного средства;

– осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых либо с применением видеозаписи;

– в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца;

– о досмотре составляется протокол.

  1. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП):

– осуществляется в присутствии руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи;

– в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

– о произведенном осмотре составляется протокол.

  1. Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП):

– изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи;

– об изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.

В соответствии со статьей 26.7 КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.

Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает право госинспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения «изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы». Под этими терминами на практике следует понимать:

  • «орудия незаконного природопользования» – предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира либо для иных способов незаконного природопользования (например, добычи общедоступных полезных ископаемых, снятия плодородного слоя почвы, сбора минералогических или палеонтологических коллекций, поджога лесного массива)

(оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т.п.);

  • «продукция незаконного природопользования» – животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;
  • «транспортные средства» – плавучие (в том числе их части – подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
  • «соответствующие документы» – документы, связанные с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные декларации, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи древесины, охотничьи и рыболовные билеты и т.п., разрешения на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешение на добывание водных биологических ресурсов).
  1. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей,

явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения

(ст. 27.14 КоАП):

– арест заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими;

– применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;

– осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых либо с применением видеозаписи;

– в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца;

– арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест;

– об аресте составляется протокол.

  1. Составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3, ч. 5, п. 10 КоАП), предусмотренных:

статьей 8.39 КоАП (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях);

частью 1 статьи 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль);

частью 1 статьи 19.5 КоАП (невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль);

статьей 19.7 КоАП (непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом);

частью 1 статьи 20.25 (неуплата административного штрафа в установленный срок).

  1. Выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП).
  2. Запрашивать в целях проверки (ст. 34, п. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»):

а) у граждан, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;

б) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон.

  1. Задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст. 34, п. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

При этом следует иметь в виду, что под задержанием понимается ограничение передвижения гражданина с целью составления соответствующей документации либо доставления его в установленном порядке в помещение полиции, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. Время такого задержания законом не ограничено.

  1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (государственного учреждения) о назначении проверки посещать расположенные на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (ст. 34, п. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Необходимо иметь в виду, что существенная регламентация этого вопроса в части проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлена Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В частности, этим законодательным актом установлены порядок проведения мероприятий по надзору (ст. 7), ограничения при проведении этих мероприятий (ст. 8), порядок оформления результатов мероприятий по надзору (ст. 9), обязанности должностных лиц органов государственного контроля при проведении мероприятий по надзору (ст. 11), права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по надзору (ст. 13).

  1. Выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий (ст. 34, п. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Данное положение дает право государственным инспекторам выдавать любым лицам предписания об устранении выявленных нарушений (например, о прекращении противоправной деятельности), а также – о проведении обязательных мероприятий по обеспечению предотвращения вреда (например, о проведении опашки лесополос или выкашивании травы осенью в целях недопущения причинения ущерба окружающей среде в результате палов сухой травы на прилегающих к заповеднику (национальному парку) территориях). Невыполнение этого предписания влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП.

  1. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (ст. 34, п. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В новой редакции закона эти полномочия предоставлены любым инспекторам

  1. Если при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются в соответствующий орган внутренних дел или прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При необходимости – в случаях направления материалов в органы внутренних дел – об этом уведомляются органы прокуратуры. В случае направления указанных материалов государственный инспектор в течение суток информирует об этом директора заповедника (национального парка) и его заместителя и направляет в их адреса копии переданных документов.
  2. Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного

природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 34, п. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»

Следует отметить, что согласно пункту 24 действующего Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1991 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.04.1996 № 527), главному госинспектору предоставлено также право взыскания средств в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам не только на территории заповедника и его охранной зоны, но и на других подконтрольных территориях (заказниках, памятниках природы и др.).

  1. «Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства – наручники, резиновые палки, слезоточивый газ,

устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак» (ст. 34, п. 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

«Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия» (ст. 34, п. 5 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством. Основополагающим правовым актом, регулирующим порядок приобретения, хранения и применения служебного оружия, является Федеральный закон «Об оружии». Перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране особо охраняемых природных территорий, которые обеспечиваются служебным оружием, перечень типов и моделей оружия и нормы обеспечения им, правила его использования и применения, а также перечень видов специальных средств и правила их применения установлены подзаконным актом – постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 491 (в ред. постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 № 882, от 05.06.2013 № 476) «Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания».

Согласно указанному нормативному акту:

«2. Должностные лица имеют право на применение служебного оружия при исполнении должностных обязанностей при осуществлении охраны объектов животного мира и среды их обитания в следующих случаях:

а) отражение нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, оказывающих помощь государственным органам в осуществлении охраны объектов животного мира и среды их обитания;

б) задержание лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо отказывающихся выполнить законные требования должностного лица о сдаче оружия;

в) отражение вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, транспортные средства должностных лиц, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

г) остановка транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

д) обезвреживание животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц, членов их семей и других граждан;

е) предупреждение о намерении применить служебное оружие, а также подача сигнала тревоги или вызова помощи.

  1. Применению служебного оружия должностными лицами должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительные выстрелы.
  2. Должностные лица имеют право на применение специальных средств, в следующих случаях:

а) отражение нападения на должностных лиц, членов их семей или граждан, оказывающих помощь государственным органам в осуществлении охраны объектов животного мира и среды их обитания;

б) задержание лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения, оказывающих неповиновение или сопротивление должностным лицам при исполнении возложенных на них

должностных обязанностей;

в) доставление задержанных лиц в служебное помещение или орган внутренних дел, если они оказывают противодействие должностным лицам;

г) отражение нападения на служебные, жилые и иные помещения, а также транспортные средства должностных лиц;

д) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил законные требования должностных лиц остановиться.

  1. При применении служебного оружия или специальных средств должностные лица обязаны:

а) предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам достаточно времени для выполнения требований должностного лица;

б) стремиться к тому, чтобы любой вред, причиненный при этом лицам, был минимальным;

в) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате

применения служебного оружия или специальных средств, доврачебную помощь и транспортировку в ближайшие учреждения здравоохранения;

г) соблюдать установленные меры безопасности при обращении со служебным оружием или специальными средствами;

д) сообщить незамедлительно, в течение 1 суток, в территориальные органы внутренних дел по месту применения служебного оружия и по месту работы о каждом случае применения служебного оружия.

  1. Запрещается использовать повторно устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, в пределах зоны поражения и периода действия этих веществ.
  2. Запрещается применять служебное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

а) оказывают вооруженное или групповое сопротивление должностным лицам;

б) совершают вооруженное или групповое нападение.

  1. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления и совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью должностных лиц.
  2. При применении специальных средств запрещается наносить палками резиновыми (универсальными) специальными удары по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам.
  3. Должностные лица незамедлительно, в течение 1 суток, сообщают в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения должностными лицами служебного оружия и специальных средств, повлекшем за собой тяжкий или средней тяжести вред, причиненный здоровью человека, или гибель человека».
  4. «Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленными лесным законодательством Российской Федерации правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)» (ст. 34, п. 3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Права государственных лесных инспекторов предусмотрены статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье:

«3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства, нарушений и осуществлять контроль над исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

<…>

14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

<…>

3.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия

самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

3.2. Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), и указанные в части 2.1 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ “Об оружии”».

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оружии» разрешаются приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного организациям, которые в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.

Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задача ми может производиться негосударственными учебными центрами по подготовке частных детективов и охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки – органами внутренних дел.

Помимо указанных прав статьей 31 Федерального закона «О животном мире» должностным лицам специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их

обитания дано право производить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

Положения статьи 31 Федерального закона «О животном мире» распространяются на государственных инспекторов заповедников и национальных парков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 491.

Помимо вышеперечисленных прав руководителям государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, – главным государственным инспекторам в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения, их заместителям – предоставлено право:

а) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП, указанными в статье 23.25 КоАП (ст. 28.3, ч. 1 КоАП);

б) составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3, ч. 2, п. 33 КоАП), предусмотренных следующими статьями КоАП: частью 2 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий);

частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий);

частью 1 статьи 19.4;

частью 1 статьи 19.5;

статьями 19.6, 19.7;

в) рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.25 КоАП), предусмотренных следующими статьями КоАП:

частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков,

определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков);

статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами);

статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьями 7.7 – 7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьями 8.5 – 8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьями 8.12 – 8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьями 8.25 – 8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);

статьей 8.39.

Согласно статье 29.6 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Согласно же статье 4.5 КоАП постановление по делу о нарушении законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).